Речевая готовность ребёнка к школе.
Предпосылки дошкольного периода для успешного овладения учебной деятельностью:
·хорошее физическое развитие ребёнка;
·развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;
·нормальное функционирование ЦНС;
·владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счётные операции);
·произвольное внимание, умение слушать учителя;
·познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;
·коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.
Особые критерии готовности к школьному обучению для усвоения ребёнком русского языка как средства общения:
- сформированность звуковой стороны речи (ребёнок должен владеть правильным, чётким звукопроизношением);
- полная сформированность фонематических процессов (умение слышать и различать, дифференцировать звуки русского языка);
- готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи (умение выделять звуки в начале, середине, конце слов; разложить и собрать слово из звуков, букв, слогов).
- умение пользоваться разными способами словообразования (правильно употреблять слова с уменьшительно – ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами, образовывать прилагательные от существительных);
- сформированность грамматического строя речи (умение пользоваться развёрнутой фразовой речью; умение работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам; владеть пересказом, сохраняя смысл и содержание; составлять самостоятельно рассказ – описание).
Основная задача родителей:
Вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребёнка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвращая трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе.
Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше её результат.
Советы логопеда:
- не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка; не перегружайте его речевыми занятиями; игры и упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту;
- при общении с ребёнком следите за своей речью; говорите с ним не торопясь; звуки и слова произносите чётко и ясно; непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните;
- не подделывайтесь под детскую речь; не злоупотребляйте уменьшительно — ласкательными суффиксами – всё это тормозит речевое развитие;
- своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи; будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над ребёнком, самое лучшее — тактично поправить то или иное слово; если ребёнок торопится высказывать свои мысли или говорит тихо, напомните ему «Говорить надо внятно, чётко, не спеша»;
- не оставляйте без ответа вопросы ребёнка; и не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?»; записывайте речь ребёнка, такие записи не только помогут в работе над речью, но и со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.
Нет комментариев
Добавить комментарий